Нормы расхода мазута

02.05.2023

Мазут – это остаточный продукт переработки нефти, который используется в качестве топлива для котельных, печей и систем парового отопления. В некоторых случаях может выступать в роли топлива для судовых машин и исходного материала для получения гудронов, полугудронов и машинных масел.

мазут

Состав мазута

По своей природе, мазут представляет смесь углеводородов, нефтяных смол, карбенов, карбоидов, асфальтенов и органических соединений, в которых содержатся металлы. Физические и химические свойства определенной пробы мазута напрямую зависят от качества поступившего сырья на производство, режима переработки, а также условий компаундирования и хранения.

Химический состав мазута включает углерод, водород, кислород, азот, серу и золу. В составе вязкого продукта находится 89% углерода, 12% водорода и повышенный процент серы, а в маловязких мазутах – углерода меньше, что снижает плотность и вязкость продукта.

Плотность мазута

Марки мазута

Флотский

Малосернистый

Сернистый

Высокосернистый

Ф5

Ф12

М40

М100

М40

М100

М40

М100

Плотность при 20 градусах, г/см3

– 

0.91

1.051

0.931

1.051

0.944

1.051

Характеристики мазута

Основными характеристиками мазута является вязкость и температура застывания. Для долгой и надежной работы механизмов все топливо смазочные материалы должны соответствовать ГОСТу. Плотность вещества имеет значение при определении весового количества топлива в резервуарах. Как только меняется температура, меняется и плотность вязкости жидкости. В некоторых случаях увеличение температуры приводит к уменьшению плотности и наоборот.

К другим особенностям продукта относят:

Среди серьезных недостатков выделяют нестабильный состав каждой партии – от близкого к нефти до в форме высоковязких крекинг-остатков. Также, в мазуте содержится высокая концентрация серы (более 3.5%). Температура застывания составляет +20-35 градусов.

Для кого-то использование мазута можно показаться неудобным, поскольку проводится многоступенчатая подготовка к применению: разогрев, слив, организация хранения без расслоения на мазут и воду, разогрев и перемешивание в баках, транспортировка по трубопроводам, подогрев перед форсунками, распыл, сжигание, предотвращение коррозионных процессов. Каждый этап должен быть качественно реализован для дальнейшей бесперебойной работы.

Высокозатратный механизм использования мазута

  1. Исключительно норматив тепловых потерь на собственные нужды (более 10%, природный газ – 3%);
  2. Затраты на электрическую энергии во время перекачки;
  3. Дополнительный персонал на слив мазута и организацию его хранения;
  4. Высокая температура для дымовых газов за котлом, снижения их коррозионной активности.

Как показывают характеристики продукта, мазут требует к себе квалифицированного и ответственного отношения на всех этапах работы.

Использование мазута

В основном мазут используется в морских и речных флотах, промышленном производстве и сфере ЖКХ, а также:

расход мазута

Объем экспорта мазута в России

Год

2005

2006

2007

2009

2019

Объем экспорта, млн т

45.8

47.5

55.6

63.85

72

Стоимость мазута на экспорт, $ млрд

10.2

13.7

18.2

н/д

н/д

Средняя цена тонны мазута на экспорт, $

223

288

383

н/д

н/д

Долгое время мазут считался основным, резервным, аварийным и технологическим топливом, из-за чего появилось огромное количество отраслей, работающих именно с таким продуктом. Однако, со временем цены на мазут выросли почти в 5 раз, а его использование стало многозатратным. Топливо перестало отвечать всем необходимым требованиям, а значит эксплуатация тепловых источников, где мазут выступает в ролях и основного, и резервного продукта не может быть надежной из-за исключения чрезвычайно опасных ситуаций. Также, мазут теперь требует наличие дополнительного топлива, а иногда и полной замены.

Экономические показатели видов топлива значительно выше у мазута, а экономические показатели – вредность продуктов сгорания мазута находится на уровне опасности продуктов сгорания природного газа.

Вернуться к списку