К сожалению, более 50% реализуемого топлива в России не соответствует высоким стандартам качества. И совсем неважно, в каком месте вы заправляете авто. Это может быть самая обыкновенная автозаправка или известная АЗС. Получить порцию некачественного бензина или дизеля можно везде. Именно поэтому сегодня практически каждого автолюбителя волнует такой вопрос, как улучшение топлива.

Направления улучшения качества топлива
Проблему улучшения качества топлива можно разделить на 3 направления:
- Для владельцев (как частных лиц, так организаций) автотранспорта, тепловозов, или генераторов
- Для энергетических предприятий (котельные, ТЭЦ, ГЭС)
- Для нефтеперерабатывающего завода
Ниже подробно рассмотрено каждое из направлений.
1. Улучшение качества топлива для авто, тепловозов, генераторов
Многие автомобильные издания, независимые лаборатории постоянно проводят тесты, закупая топливо не только в Центральной России, но и в «глубинке», на безымянных не сетевых и не брендовых АЗС. Все они отмечают, что качество отечественного топлива в последнее время заметно улучшилось, по сравнению даже с первым десятилетием этого века. Так, например, некачественное дизельное топливо вместо ~50% (в начале века), в 2015г. было обнаружено «лишь» на 35% АЗС. Процент бензина, не соответствующего требованиям того же ГОСТ Р 54283-2010 также снизился — в качество ЕВРО-3 укладываются теперь практически все бензины, продающиеся на российских АЗС, а более половины — даже ЕВРО-4.
Но, тем не менее, риск заправиться некачественным топливом, особенно, если заправлять автомобиль на безымянных АЗС, все еще велик.

Что нужно учитывать при заправке на дешевых малоизвестных АЗС?
- Даже топливо, вполне законно продающееся на АЗС и укладывающееся (или почти укладывающееся) в рамки ГОСТов и отраслевых нормативов, может это делать «по нижней границе» требований — стремление к максимальной рентабельности производства на НПЗ и нефтебазах никто не отменял. Достаточное количество удаленных от магистралей АЗС, торгуют топливом с параметрами «нагнанными» избыточным количеством присадок, причем не всегда разрешенных к применению. Такие меры могут запросто привести к выходу двигателя из строя.
- «Брендовые топлива», имеющие броские названия — «ультра», «экстра», «супер» и т.д. при более внимательном рассмотрении оказываются тем же базовым топливом с добавкой моющей присадки, которая работает «мягко», т.е. подходит для постоянного применения.
- Чем выше класс топлива, тем меньше примесей, в том числе и серы. Вроде бы отлично: меньше серы – меньше выбросы. Но у всего есть обратная сторона: меньше серы — хуже смазывающие свойства топлива, выше трение в узлах ЦПГ и ниже ресурс двигателя.
По большому счету только владелец заинтересован в том, чтобы его транспортное средство (или генератор) работало долго и беспроблемно.
Что должно быть под рукой, если вам залили некачественного топлива?
- Очищающая присадка для топлива — в равной мере это относится и ДТ и к бензинам. Может помочь и в случае, когда Вы заправили автомобиль топливом с избыточным количеством октаноповышающих присадок, которые могут вызвать значительное нагарообразование в ЦПГ двигателя.
- Октано- или цетаноповышающая присадка — с максимальным индексом, причем не написанным на этикетке, а проверенным в результате тестов независимых экспертов (статей с такими отчетами достаточно много в сети).
- Депрессорные и депрессорно-диспергирующие присадки (на переходной и зимний периоды) — для владельцев дизельных автомобилей.
- Состав для облегчения запуска двигателя. Порой выручает в сложных ситуациях.
- Осушающие или эмульгирующие (связывающие воду) присадки. Помогают, как в случае конденсата в баке, так и при попадании в топливо воды. Иногда входят в состав моющих и депрессорно-диспергирующих присадок.
В качестве дополнительной защиты для двигателя от некачественного топлива можно использовать универсальные присадки, которые улучшат сразу несколько параметров топлива. На рынке они известны также под названием «кондиционеры топлива»:
- Для дизельного топлива — это присадка FP-4000, производства Белоруссии. Она уже зарекомендовала себя, как присадка, обеспечивающая улучшение качества сгорания ДТ, снижение выбросов, уменьшение удельного расхода, с умеренным очищающим эффектом.
- Для снижения удельного расхода дизельного топлива и улучшения его качества — присадка TIL-505, увеличивающая смазывающие способности современных дизельных топлив с низким содержанием серы и других средних дистиллятов, обладающая мощными моющими, каталитическими, антиоксидантными свойствами.
- Для улучшения качества бензинов — присадка ECON 300/500 — она содержит ингибитор коррозии, существенно снижает предрасположенность топлива к пенообразованию, улучшает смазывающую способность, стабильность топлива. Повышает октановое число на 3–5 единиц.
- Для улучшения качества сжиженного газа — многофункциональная присадка CC-G01 (GB8810), повышающая его эксплуатационные свойства и используемая в сжиженном углеводородном газе.
Все перечисленные присадки совместимы со всеми применяемыми присадками других производителей и с материалами, из которых изготовлен двигатель и система топливоснабжения автомобиля.

2. Улучшение качества топлива для энергетических предприятий, ТЭЦ, ГЭС
Топлива, использующиеся на энергетических предприятиях, как правило, имеют меньшую теплотворную способность, чем автомобильные топлива. Это мазуты, СНО, и даже продукты VIS-брекинга. Для них улучшение включает в себя, помимо улучшения эффективности его горения, важнейший фактор — снижение его вязкости, улучшающее распыл топлива горелкой (форсункой) и полноту сгорания.
Крайне мало присадок, применяемых на установках/печах, работающих на жидком топливе, обладают эффектом снижения вязкости. Во многом это обусловлено различным составом этих топлив, в том числе и компонентов, вызывающих высокую вязкость (асфальтены, окиси ванадия, парафины, и т.д.). Сложно создать универсальный состав, работающий для всех составов таких высоковязких топлив. Примерами таких присадок могут быть: FP-10000, АВ-12, МАВ-Н и т.д.

3. Улучшение качества топлива на НПЗ
Улучшение качества топлива, производимого на НПЗ зависит от многих факторов — качество оборудования, уровень технологий, качество сырья и т.д. С помощью присадок можно повысить эффективность переработки исходного сырья — нефти. Экономическая эффективность переработки нефти зависит от нескольких факторов. В число основных входят глубина переработки и удельная энергоемкость.
В качестве топлива на НПЗ используются те же самые мазуты и остатки VIS-брекинга, поэтому использование присадок для улучшения эффективности сжигания нефтей и тяжелых топлив (п. II), поможет снизить количество сжигаемого топлива, а главное снизить издержки на ППР и обслуживание.
Присадки, влияющие на глубину переработки нефти
- АВ-К — комплекс синергетически работающих активных ПАВ
- АВ-25 и ее другие модифицированные торговые марки, на основании ее высоких конкурентных преимуществ перед зарубежными аналогами, применяется или проходит предконтрактную апробацию по различным секторам (проектам) ее применения, в таких компаниях как ПАО «Лукойл», ОАО «ТАТНЕФТЬ», ПАО«РОСНЕФТЬ», ОАО«РНГ», ПАО «СУРГУТНЕФТЕГАЗ», ПАО «Транснефть» и др.